среда, 22 августа 2012 г.

Упрямый гений Лени Рифеншталь (2)


Стоит вспомнить, что в тридцатые годы прошлого века европейцы не воспринимали нацизм как нечто опасное и враждебное. Идея превосходства белого человека над прочими расами культивировалась в Англии, Франции, Бельгии и других колониальных державах. Нередко западная цивилизация насаждалась в Африке и Азии танками, самолётами и пулемётами. Гитлеру не пришлось изобретать ничего нового, всё было придумано и освоено задолго до его карьерного взлёта.

Политику Гитлера открыто поддерживали власти Англии и Франции. Во многих странах, в США в том числе, процветали откровенно фашистские движения и организации. Запоздалое прозрение наступило только с началом Второй мировой войны, но до 1939 года было ещё далеко. Пока Гитлер оставался признанным лидером и на родине, и в мире. Лени Рифеншталь не устояла перед дьявольским обаянием фюрера, она увидела в нём достойного лидера нации и мудрого вождя народа. О чём и призналась в восторженном письме Гитлеру, которое не осталось незамеченным.

 Хотя, вполне можно предположить, что в восторгах Лени по поводу Гитлера была и солидная доля практической смекалки. Девушке уже за тридцать, карьера складывается вполне успешно, но кто знает, как оно повернётся при новой власти? Уж больно круто гитлеровцы подняли всю страну на дыбы. Так можно оказаться и не у дел. Стоило подсуетиться и закинуть удочку с приманкой новым хозяевам Германии. Тем более, что Рифеншталь явно нравилась идея нацистов создать новую расу здоровых, спортивных, энергичных немцев. Лени как раз такой и была.

Как бы то ни было, но приманка сработала. Правда, вскоре оказалось, что на крючок попала сама Рифеншталь, но пока ничто не предвещало беды. Талантливую кинематографистку принял сам фюрер и долго с ней беседовал. Не удивительно, что вслед за Гитлером вся верхушка рейха тут же прониклась к Рифеншталь глубоким уважением. Она числила в друзьях людей, занимавших высшие чины в государстве. Прибавилось и работы – министерство пропаганды заказало режиссёру ряд агитационных фильмов под очень щедрое финансирование.

И работа закипела. В 1933 году выходит фильм «Победа веры» о ранних достижениях нацистов, в 1936 году Рифеншталь выпускает ленту об очередном съезде гитлеровской партии «Триумф воли». Фильм для Лени стал знаковым. В съёмках был задействован большой коллектив лучших немецких кинематографистов. Десятки камер повиновались воле режиссёра. Сама Рифеншталь кипела новаторскими идеями. Выбирались самые неожиданные точки съёмки, камеры то поднимались в небеса на дирижаблях, то смотрели на мир буквально из под земли. Применялись рельсы и тележки. Съёмка из движущегося автомобиля стала обычным приёмом.

Но важнее всех технологий стал монтаж, над которым Рифеншталь работала по двадцать часов в сутки. Лени склеивала в один выразительный ряд облик Гитлера и красивые, мужественные лица солдат вермахта, речь фюрера с плачущими от счастья женскими лицами, обещания великого будущего со счастливыми детьми, несущими Гитлеру букеты цветов. Пропагандистский эффект от работы Рифеншталь превзошёл все ожидания. Нацистская верхушка была в восторге от фильма. «Триумф воли» развеял сомнения многих немцев в новой власти, ряды нацистской партии увеличились на десятки тысяч преданных борцов.

Фильм был признан не только в Германии. На международных кинофестивалях в Париже и Венеции «Триумф Воли» уверенно берёт первые призы. Европейская общественность не увидела ничего крамольного в талантливом воспевании нацизма и лидера фашисткой Германии Адольфа Гитлера. Европейцы восхищены картиной и рукоплещут таланту Лени Рифеншталь. Лени становится официальным лидером кинематографа Германии и уверенно идёт к новым творческим подвигам.





Комментариев нет:

Отправить комментарий